четверг, 13 ноября 2014 г.

Я так думаю, что свобода — это...

свобода «... Я прекрасно знаю, что другого человека понять невозможно. Мы можем только как-то по-своему объяснять какие-то поступки или слова другого человека. Эти объяснения кажутся нам пониманием…» — Евгений Гришковец. Отрывок из интервью в программе «Белая студия». Май 2013 года.

Свобода – это такая таинственная субстанция. 

 «… Я настаивал [в эссе «Я так думаю»] на том, что нужно сомневаться. На том, что человек, который просто иначе думает, иначе смотрит на происходящее, делает иные выводы, может быть тем, с кем можно разговаривать, продолжать жить; его можно оставить в числе своих друзей, приятелей, любимых людей и т.д. Но я наткнулся на то, что люди не могут, не способны, не хотят, не видят никакой возможности не то, что допустить даже то, что их точка зрения, их взгляд, могут подвергаться какому-то сомнению. Они совершенно уверены, что… их убеждение выстрадано, оно более справедливо, более умно, оно более...
Люди погрязли в ненависти и собственной своей несвободе от идеи и от собственной уверенности…
Сложно говорить о свободе, потому что тут же возникает вопрос: Где отличие свободы от своеволия, от вседозволенности? Где критерии, где границы?» — Евгений Гришковец. Отрывок из интервью в программе «Белая студия». Октябрь 2014 года.

«— С чем это связано? Почему человек, который обладает каким-то качеством в высшей степени, он-то как раз себе в этом качестве и отказывает… и, никто так не уверен в своем уме, как дураки… и никто так в нем не сомневается, как умные люди?..
никто не убежден, что он нормальный и трезв, как очень пьяный человек…» — Отрывок из программы «Белая студия». Май 2013 года.

«... абсолютная уверенность в своей правоте и в правильности своих действий говорит о несвободе.
Когда кто-то абсолютно уверен в том, что он тотально и во всём прав, а другой человек тотально не прав – это несвобода.
Я думаю, что свобода в сомнениях. Свобода в ответственности. Свобода в бесконечной тревоге и опасении нарушить чужую свободу. Например, свободу думать иначе, иначе понимать, видеть, жить… говорить. Так я думаю» — Евгений Гришковец. Отрывок из эссе «Я так думаю». 3 сентября 2014 года. В дневнике odnovremenno.com.

Беззаконная справедливость и свобода — разные вещи.

--------------
Я давно для себя поняла, что свобода заключается в самостоятельности. Если я принимаю решение сама, воплощаю самостоятельно это решение в жизнь и беру на себя ответственность за результаты, то мне некого будет винить и не перед кем оправдываться, т.к. это был мой выбор и моё воплощение. Что же касается других людей, то единственное, что должно меня волновать, так это как бы не нарушить чужую свободу, как бы не помешать и другим делать свой выбор, как бы не навредить. Как бы чуть-чуть улучшить качество жизни своей и еще кого-нибудь. Я хотела бы, чтобы мне всегда это удавалось.

Считаю важным научиться разбираться в своих собственных (истинных!) чувствах, а, так же, не находить чувства других людей смешными и противоречащими здравому смыслу.

Меня напрягают люди, которые чувствуют себя умнее других, которые с пеной у рта доказывают свою правоту. Люди, которые всегда знают «как надо» жить им и всем другим; люди, которые решают всё за других.

Мою душу всегда трогают большие, сильные и талантливые люди, способные признаться в своем бессилии, в своей слабости, в своих сомнениях.

Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы, Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того, кто скажет: "Я знаю, как надо!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий