воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Семья. Свобода без любви или любовь без свободы?


Есть две разные семьи, в которых вся ответственность ложится на плечи женщине. У одной женщины есть культ личности, несвобода, страсть, любовь, а у другой – свобода и свои проблемы, связанные с этой свободой. Свобода без любви или любовь без свободы?


«Я вас люблю. И всегда вас любил. И буду любить.
Мне просто нужно научиться это делать».

Посмотрела фильм Андрея Кончаловского «Стыдливые люди» (Застенчивые?). Для меня было большой неожиданностью узнать, что я что-то пропустила из творчества Маэстро. Нашла объяснение: драма «Shy People» (США, 1987) была снята в американский период и не очень заметно появилась в нашем прокате.

В одном из интервью, режиссер рассказывает, как родился замысел фильма "Стыдливые люди". Изначально возникла идея «столкнуть» русскую женщину и американскую. Чтобы понять, что у них общего, кроме того, что они обе женщины и матери? Какие у них ценности? Как бы они друг друга поняли?

Кончаловский не успел снять эту картину в России. В Америке он снимает историю столкновения светской дамы из Нью-Йорка и женщины из Луизианы (штат на юге США). Под женщиной из американской глубинки режиссером подразумевается русская женщина, т.е. закрытая от цивилизованного мира (стыдливые люди – закрытые люди).

«Даже снимая «Стыдливых людей», я еще не понимал, что серьезные философские концепции не для такого массового жанра, как кинематограф. В общем-то, я делал фильм о взаимоотношениях России и Америки, но получилось так тонко, что никто ничего не понял... 
 

Столкновение двух ментальностей, два образа жизни. Столкновение двух миров, двух правд, каждая из которых не может подменить другую… и не может без другой существовать.

Один образ жизни строится на абсолютной свободе личности и воспитании детей в этой свободе (т.е. европейская либеральная модель уважения к личности человека). И другая ментальность, которая строится вся на любви и… на насилии, потому что свобода не подразумевает любви, она подразумевает – уважение, на мой взгляд…

А любовь, вообще-то, не свобода. Я понял это достаточно поздно. Любовь и свобода несовместимы…

Есть две семьи, в которых вся ответственность ложится на плечи женщине. Они абсолютно разные по ценностям. У одной женщины есть культ личности, несвобода, страсть, любовь, а у другой – свобода и свои проблемы, связанные с этой свободой…

В «Стыдливых людях» меня занимала проблема дуализма любви и свободы. Как они соотносятся? Я начал сомневаться, в том, что можно любить и быть свободным. А если свобода без любви или любовь без свободы, тогда что лучше? У каждого свой выбор, но каждый должен понимать, чем он жертвует» – Андрей Кончаловский. Из интервью.

Свобода без любви или любовь без свободы – интересная тема размышлений для тех, у кого нет единственно правильного ответа.

P.S. Фильм «Shy People» снят в 1987 году, но какая актуальная тема, не находите? Две правды, две идеологии, две жесткие непримиримые позиции. 
И та и другая позиция имеют определенные основания на существование. И с той и с другой стороны патриоты (каждый считает правой ту часть народа, к которой себя причисляет). И вот уже люди убивают друг друга. Страшные страницы истории повторяются. На мой взгляд, они всегда повторяются тогда, когда перестает работать один ЗАКОН для всех, когда люди забывают о христианском учении, в котором есть конкретный ответ на заданный вопрос.

Комментариев нет:

Отправить комментарий