вторник, 9 декабря 2014 г.

Как формируется моя вера.

«Написано, что Бог создал человека по образу и подобию Своему. Но не менее верно и обратное: человек создал Бога по своему образу и подобию...».



Крестили меня православию в раннем детстве. Самого обряда крещения не помню. Но все детство напоминали мне о крещении два замечательных и любящих меня человека.

Зимой (мы жили на севере) крестная Рая на выходные забирала меня маленькую к себе и баловала новыми платьицами, конфетами и укладывала спать в жаркие пуховые перины. 

А (летом мы набирались сил и витамин у отца на Родине, в украинском селе), крестный Левко возил меня на стареньком грузовике к дояркам и поил парным молоком… Я сидела рядом с ним, на разогретом кожаном сиденье, и подпрыгивала, как мячик от каждой кочки, рытвины и ухабины. Крестный ласково называл меня «Бубой» и обнимая, колол меня своими небритыми щеками.
Нежная связь с крестными закончилась, когда Буба выросла и выпорхнула из отчего дома…


Когда я приехала, вдруг повзрослевшей девицей, и набурчала на него, что колется своей небритостью, он смущенно и нежно сказал: «Все БУБА, я тебя не люблю, ты выросла!». Это было последнее лето, когда он меня так назвал. Крестный очень любил маленьких детей, своих у них с Гарпиной не было...

Левко и Гарпина, были очень колоритными людьми и оставили яркий след в моей жизни. Царствия им Небесного. Когда я вспоминаю о них, теплеет на душе. Теперь я имею возможность только (в поминальный день) подойти к могилке своего крестного отца и крестной Гарпины. О судьбе крестной Раи (она давно поменяла место жительства) мне ничего неизвестно. Но я с теплом и любовью вспоминаю ее.

Я не воцерковленный человек. В детстве церковь не посещала. Я даже не уверена, что она, в то время, была в моем северном городке.

 вера надежда любовь
После окончания школы, переехав окончательно в Киев, я полюбила бывать в ее прекрасных, столетиями намоленых церквях и храмах. Особенно часто посещала Владимирский собор. Меня околдовывала сама атмосфера: роспись В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, М.В. Нестерова, П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского, пение профессионального хора, полумрак, свечи, сосредоточенные лица прихожан… 

Однако, особого интереса к изучению Библии и церковных традиций не появилось. Восточной философии в молодости было уделено гораздо больше моего внимания, хотя тоже недостаточно...

Мое детство и юность прошли в «безбожное» время. Будучи комсомолкой, я пару раз даже вынуждена была в Пасху стоять в оцеплении и не пускать молодых к Храму. Каких-то подробностей этих рейдов не помню. Знаю точно, что я плохо держала цепь и еще помню, как ошеломило меня количество верующих. Их было, неожиданно для меня, очень много… 
 
 вера надежда любовь
В Высшие силы, которые могут наказать и помочь, я верила с самого раннего возраста. Отчетливо помню, как крестилась у дверей нашей квартиры, когда возвращалась из школы с двойкой, и как молила Бога о родительском помиловании. Тогда я уже знала «Отче наш», несмотря на то, что меня (октябренка, пионерку, комсомолку) некому было всему этому научить. Кажется мне, что мама осознанно пришла к Богу намного позже.

Может эти знания я прихватила из прошлой жизни? Или это генетическая заданность? Много позже я узнала, что мой дед Ефим (отец моей матери) был очень набожным человеком. Моя бабушка София (по отцу) была светлым и глубоко верующим человеком. Я совсем не знала деда и мало помню бабушку…


«Невозможно и неприлично стремиться к святости,
но можно учиться хорошему поведению. Это очень много»

Иногда я посещаю храмы, чаще Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру. Предпочитаю это делать не во время службы и не в праздничные дни, чтобы постоять у алтаря самой, сосредоточиться на своем диалоге с Богом...

Хотя в праздниках есть своя прелесть. Приятно чувствовать свою маленькую-маленькую, но сопричастность к тем, кто ранним утром смиренно идет к Храму за утешением... Моему сыну посчастливилось учиться на территории Лавры.

вера надежда любовь
Особое место для себя я нашла не в главном соборном храме, Успенском соборе, а в Хрестовоздвиженской церкви (над Ближними пещерами). Она построена в 1700 году и с тех пор не перестраивалась, сохранилась в своем первоначальном виде. В таких, веками намоленых церквушках, есть свой необъяснимый дух.

От Хрестовоздвиженской я спускаюсь к источникам святой воды. Здесь монахи высаживают целый сад из роз. Летом это райский островок...

Раньше я чаще посещала Флоровский женский монастырь на Подоле и, уже упомянутый, Владимирский собор. Я и сама завидую своим неограниченным возможностям посещать многочисленное количество святых мест моего любимого города. Это места, в которых вслушиваешься в собственную душу и проникаешься желанием сеять разумное, доброе, вечное...

«Ориентир духовный сегодня — не святость, а праведность... порядочность, честность, трудолюбие, определенный бытовой аскетизм, милосердие...».

Иногда, я немножечко завидую тем, кто нашел своего духовника-проводника... Но, честно признаться, я его еще, по-настоящему, не искала... А те церковные люди, с кем приходилось сталкиваться, вызывали иронию или изумление...

«У каждого человека есть свой вариант Бога, 
настолько же уникальный, как и он сам...».

Если меня спрашивают верующая ли я, я не задумываясь отвечаю – верующая. Я верю в Высшие Силы и в Законы Вселенной. «Я верю в это. А значит, знаю это. А значит, могу говорить об этом».

Как формируется моя вера.
Думаю, что моя вера еще формируется. Впрочем так же, как и моя личность. И я не знаю хватит ли мне времени сформировать ее окончательно, но, когда я, по какой-то нелепой причине, не могу связаться с детьми, то я ищу помощи ТАМ... Когда мы с отцом, в предоперационной, тихонечко, прижавшись лбами дуг к другу, читали Отче Наш, я была искренне верующей... И когда моя мамочка, умирая, своей слабенькой рукой, светила свечечкой в ночное окно, чтобы ее заметили и забрали.., то я, вместе с ней, усердно и искренне, вымаливала у Всевышнего, Всесильного Бога то Царствие небесное, в котором она найдет утешение и покой..............

Приведенные в тексте цитаты позаимствованы мной из книги «Священный мусор» Людмилы Улицкой.

Как формируется моя вера.

P.S. «Как «передать чувство веры? Оно неосязаемо, но оно есть. Можно не находиться все время в молитвенной позе, жить вполне обыденной жизнью, но присутствие своей веры ощущать постоянно» - Павел Лунгин.

" Я не религиозный человек, но для меня христианство - это 90% культуры, которая во мне есть..." - Павел Чухрай.

Художник: Николай Резниченко. "Молитва"

Впервые размышления опубликованы 23.03.2013.

Комментариев нет:

Отправить комментарий