… Мы все знаем, что мы называем любовью: теплое чувство, ласку, порой чувство, которое рождает в нас желание владеть другим человеком, обладать им.
«… я
хочу тобой обладать, хочу тебя держать в своих когтях, я хотел бы тебя
съесть, переварить, чтобы тебя вне меня не было вовсе...». О такой
любви многие из нас, к сожалению, знают. Тут мы можем почувствовать
разницу между таким ложным, лживым понятием любви, которое я только что
описал, и любовью, равнозначной свободе.
Любовь, равнозначная свободе, говорит
другому: "Ты так драгоценен, так прекрасен, так много значишь для меня,
что я не имею никакого права тебя ограничивать, кромсать, уродовать. Я
всеми силами своего существа буду служить тому, чтобы ты развился в
полную меру своих возможностей; я не буду преградой стоять на твоем
пути, а буду только следить за тем, чтобы ты не оказался недостойным
себя самого, чтобы ты стал в полной мере той красотой, тем чудом, каким ты можешь быть..."
… Свобода не в том, чтобы человек мог делать все, что ему вздумается, но в том, чтобы он в самом настоящем смысле слова был самим собой, всем тем, чем он может быть, чтобы он развился до совершенной своей полноты…
… быть свободным в смысле: быть самим собой, полным творческой силы, быть способным любить не только своих друзей, родных, близких, но и врагов непобедимой любовью.
И для того, чтобы это осуществить, всякий человек может строгой
тренировкой, напряженным усилием научиться… И никакие обстоятельства не
могут человеку помешать быть собой.
… быть любимым кем бы то ни было – матерью, отцом, невестой – это значит стоять перед судом. Потому что быть любимым значит, что кто-то в нас увидел нечто достойное любви: величие, красоту,
правду, чистоту, свет. И когда мы озираемся на себя и думаем о том,
какие мы на самом деле, в собственных глазах или в глазах тех, которые
нас не сумели полюбить, то мы стоим перед страшным судом нашей совести: я недостоин быть любимым!
Это
страшнее, чем быть уличенным в какой-нибудь конкретной неправде: в
краже, во лжи, в обмане; здесь речь идет о том, кто я. Достоин ли я
того, чтобы другой человек (которого я тоже по-своему люблю, пусть слабо, неустойчиво) увидел во мне красоту, добро, хотя я и знаю, как мало красоты, как мало добра во мне?
…
вглядываться в человека нужно именно так: не искать в нем совершенства,
а ставить перед собой вопрос, исходя из тех данных, которые у него есть
– ума, сердца, воли, обстоятельств, в которых он жил и родился: сколько
труда он кладет на- то, чтобы вырасти в полную меру своего идеала?
…
Всякое общество, всякого человека надо рассматривать именно так:
глядеть вглубь, и тогда мы увидим, что за ширмой, за занавесью
недостатков, слабостей, порой страха что-то очень великое выросло в
человеке…
… Когда мы встречаем человека, мы, разумеется, в первую очередь бываем
привлечены его внешними чертами, его внешним обликом; когда познакомимся
немножко ближе – его умом, когда еще ближе подойдем – какими-то
свойствами его сердца, и все время – его поступками, тем, как он к нам
относится, как он себя ведет по отношению ко всем, кто его окружает, и к
обстоятельствам жизни. И это часто нам мешает видеть человека таким,
каков он есть.
… одна из задач человеческих отношений – не остановить свой взор на внешнем, а посмотреть вглубь.
А для этого нужны некоторые условия. Нужно научиться, встретив
человека, не рассматривать его только по отношению к себе самому, то
есть: страшно ли мне от него, выгодно ли что, нравится ли мне человек, а
посмотреть на него с совершенно открытым умом и сердцем, как на
явление, которое перед вами стоит, которое никаким образом не отзывается
на вашей жизни. Это совсем не легкая задача, потому что все люди,
которые нам встречаются, так или иначе влияют на нашу жизнь.
… Нам надо научиться смотреть на людей без страха,
не ставить себе вопрос о том, что со мной будет, если, получив власть
надо мной, он окажется злым, корыстным, жестоким, а смотреть на него как
на человека. Очень часто мы так не поступаем, потому что нам нет
никакого дела до людей, не поступаем так от полного, холодного
безразличия. И это, может быть, самое страшное отношение, какое мы можем
проявить к человеку.
Иногда
бывает, что мы человека недооцениваем, иногда, наоборот, расцениваем
совершенно превратно, потому что нам страшно, потому что та или другая
сторона его жизни, его личности нам выгодна или невыгодна. Порой мы
видим в человеке только злое, потому что мы по какой-либо причине еще до
встречи его невзлюбили…
Если мы хотим посмотреть на человека и увидеть его таким, каков он
есть, надо подойти к нему с открытым сердцем, с открытым умом, с
готовностью его принять, какой он есть, без страха за себя, без
искания своей выгоды, а просто смотреть на него, как мы могли бы
смотреть на потрясающее, изумительное произведение искусства; или как мы
могли бы слушать музыку, воспринимая ее всем своим существом, не для
того только, чтобы услышать какие-то ласкающие ухо звуки, а для того,
чтобы за этими звуками уловить опыт того, кто писал эту музыку, уловить,
может быть, душу композитора и понять нечто, чего мы раньше никак не
могли понять.
Эта тема о встрече с человеком очень важна.
Наша жизнь разбивается на том, что мы не умеем друг друга встречать;
поверхностное закрывает нам глубины, и нам надо научиться через туман
видеть самую глубинную, светящуюся и всегда прекрасную реальность…
… Мы любим человека не за что-нибудь, мы любим его не потому, что он особенно красив,
умен, талантлив; мы любим его потому, что от него идет как бы
излучение, нечто, что нас пленяет; мы смотрим на человека и видим в нем
красоту…
… если мы переживаем любовь…
как возносящую нас красоту, приобщаясь которой мы становимся глубокими,
чуткими, новыми, то можно сказать, что за этим переживанием есть
какая-то истина, какая-то реальность…
… Каждый человек – единственный, неповторимый. Каждый человек является предельной ценностью по отношению к Богу по отношению к другим людям…
… каждое человеческое существо является абсолютно незаменимым существом.
Это значит, что и в своем становлении, пока он еще на земле не
полностью стал самим собой, он должен вырастать, в меру своего самого
подлинного бытия, и что ни общество, ни воспитатели, ни родители, ни он
сам не имеют права его кромсать, ломать или делать чем-то, чем он не
является естественно. Так же, как, например, мы порой даем растению
развиваться, а порой уродуем его тем, что придаем ему какую-нибудь
форму, которая ему не присуща – стрижем, ломаем ветви, вытягиваем. В
человеке есть бесконечные глубины возможностей, еще не нашедших в нем
проявления – в каждом человеке и, значит, в человечестве в целом.
… мы можем вырасти в меру самих себя – самого истинного, самого лучшего, самого подлинного человека, каким мы являемся…» - Антоний Сурожский. Отрывки из книги «Войду в дом Твой» (Клин, 2002).
«… мы
ответственны за слова, которые мы произносим, за взгляд, который мы
кидаем, за звук нашего голоса, за прикосновение нашей руки. За все то,
что нас связывает с другим человеком за пределом слов, в глубинах нашего
молчания и его открытости к возможному молчанию» - Антоний Сурожский.
Размышления Антония Сурожского о человеческих отношениях, украсила своими удивительно светлыми работами казахский художник Акжана Абдалиева
(Akzhan Abdalieva). Работы Акжаны находятся в частных коллекциях многих
стран. Мне близко такое восприятие реальности и окружающего мира. Не на
один час я застряла, рассматривая ее многочисленные работы. Надеюсь, в
ближайшее время опубликовать и другие картины художника.
Митрополит
Антоний Сурожский рекомендует «доискиваться самого прекрасного и
истинного, что в нас заложено», через красоту личности Христа, через Его
учение, Его образ жизни, через Заповеди, которые Он нам дает, чтобы
«войти в полную гармонию с окружающим – трагическим, но и дивным –
миром, в котором мы живем». Однако, слова Митрополита наводят на
размышления как верующего, так и атеиста, каждого кто ищет истину.
Свобода ребенка заключается в послушании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий