понедельник, 20 августа 2012 г.

Экзамен по специальности «современный цивилизованный человек».



Экзамен по специальности «современный цивилизованный человек».«... Никакие новые школы, больницы, местное самоуправление и самые продвинутые нанотехнологии не избавят Россию от средневековых взаимоотношений между людьми. Феодализм гнездится у нас в каждом чулане, стоптанном валенке, под сиденьем бронированного «Бентли» и в золотых часах «Ролекс» на холеной руке! И муж за рулем «Роллс-Ройса» будет обращаться со своей спутницей в добрых традициях XIV века...


… мне хотелось бы разобраться, на сколько веков мы отстали от Европы. Нам от Европы никуда не деться – мы не Китай и не Индия, на Руси восточное христианство хоть почти и не развивалось с V века – все равно религия европейская.

Выехав в Европу, мы всегда удивляемся, что там чисто, люди вежливы, не выкидывают мусор из окон, водка не паленая и т. д., а приехав домой, поначалу замечаем все безобразия, но быстро втягиваемся в привычный образ жизни, в котором родились.

Нам очень трудно понять, почему у «нас» не так, как у «них», и мы ищем объяснений то в плохом начальстве, то в 70 годах советской власти, то вообще в неправильном президенте. И что важно – мы не одни задаемся подобными вопросами. Многие мыслящие люди и в Африке, и в мусульманском мире пытаются найти ответ на эту загадку. И никто не подозревает, что ответ будет неожиданным, – на мой взгляд, дело в том, что Россия, подобно ряду других стран Африки и Востока, живет в другом историческом измерении, а точнее, в средневековье. Естественно, мы не знаем и не замечаем этого, ибо невозможно объективно оценить окружающую тебя среду, находясь внутри. Ведь всегда понять других легче, чем себя.

Я убежден: разные цивилизации развиваются с РАЗНОЙ СКОРОСТЬЮ.

Экзамен по специальности «современный цивилизованный человек».Повторяю, понять это нелегко! Подобно тому, как средневековому человеку было невозможно представить, что в тот момент, когда он просыпается, на другой стороне планеты миллиард людей ложатся спать, так и нам трудно ощутить разницу в уровнях исторического развития народов...

… Внешние приметы современности, общедоступные по всему миру – кока-кола, «Макдоналдс», «Мерседесы», джинсы, рэп и «Гарри Поттер», – обманчивы, они не меняют веками устоявшихся глубинных ценностей, определяющих поведение человека той или иной культуры. И в Саудовский Аравии неверной жене могут рубить голову, в то время как ее муж, поменяв свою джалабию на костюм от Бриони, катается в «Бентли» по Лондону!

И когда я сегодня слышу, что кто-то говорит шутя: «это какое-то средневековье!» – я серьезно усматриваю в этом истину...

… С перестройкой и распадом советской власти народ, получивший первый раз в жизни неограниченную свободу, по-своему воспользовался ею и стал быстро возвращаться к своей естественной культуре. Средневековые традиции русских возродились во всей своей красе! Посмотрите окрест себя – куда ни глянешь, братки и крыши, рейдерства и убийства за отказ платить дань или делиться своими активами! Суды по понятиям и всепроникающая готовность нарушить закон любого представителя власти. Сопротивляться бесполезно: жаловаться некому – судьи глухи! Ссы в глаза, как говорится… даже рабство возродилось... Что это, как не феодализм?

Почему это так? Каждая эпоха вырабатывает базовые ценности и понятия, которыми руководствуется человек в своей повседневной жизни. У нас эти ценности сформировались там, в средневековье, и с тех пор не изменились.

Возьму только четыре понятия, которые, на мой взгляд, главные.


Отношение к богатству.


Как мы относимся к богатству? Радуемся ли мы, если видим что наш сосед стал богат? К сожалению, наоборот: «Наворовал, схитрил, словчил – вот бы отнять и разделить поровну!» – эта мысль так и свербит где-то в мозжечке. И хотя эта ненависть бывает справедливой по отношению к изворовавшимся чиновникам, неприязнь ко всем успешным людям в России повсеместна. В феодальном сознании возвышение соседа воспринимается как угроза собственному благополучию...


Идея ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ богатства – основа феодально-общинного сознания. Ее возникновение объяснимо...

Степень доверия

Вдумайтесь, кому вы лично верите. И много ли народа верит вам? У нас в России никто не верит никому! Пословица «Оглянись вокруг себя, не имеет ли кто тебя!» – самое яркое доказательство этому. Мы не верим продавцу в магазине, начальнику на работе, офицеру ДПС, законам, судье, прессе, власти... Низкий уровень доверия – еще один признак феодализма.

Многие из вас и мне не верят, все думают: «Чего он критикует? Ему, значит, выгодно… или у него задняя мысль?»...

В феодальном обществе круг доверия ограничивается семьей и близкими друзьями. Знакомый пейзаж?

Все, что за пределами семьи, вызывает полное равнодушие к проблемам «чужих» или даже враждебность...

Личная ответственность, жесткая внутренняя дисциплина

Вот блогер denalipark пишет:

«1. Почему на станциях метро устанавливают высоченные конусы, чтобы преградить путь безбилетникам, прыгающим через турникеты?

2. Почему у нас все выходы на вокзалы перегородили заборами – от зайцев? Кто бегает от контролеров?

3. Кто сам сует деньги за нарушенные правила, а потом вопит, что виновата ГИБДД?

4. Сколько человек из вас ездят на автомобиле по купленным правам?

5. Сколько человек из вас получают зарплату в конверте и не платят налоги?

6. Сколько человек из вас торгуют дипломами и другими документами в переходах метро? И сколько покупают их, чтобы потом использовать при устройстве на работу?

7. Кто работает на производствах, выпускающих продукты питания, которыми можно отравиться?

8. Кто работает в магазинах, втюхивающих эти продукты, да еще и просроченные?

9. Кто, как только попав в начальнички даже мелкого калибра, начинает тянуть деньги и брать взятки?

10. И наконец, откуда берутся эти самые чиновники, на которых вы жалуетесь? С Марса прилетели? Путин их всех назначает и дает инструкции? Или американцы их сюда заслали? Да нет, они ходили с нами в одну школу, вместе в институтах учились, выпивали с вами вместе…» Хорошо сказано!

Ответ на все эти вопросы один – русская история не воспитала в людях чувства персональной ответственности!

Безответственность сохранилась в нас со времен крепостного права, при котором крепостной холоп-земледелец ни за что не отвечает – за него отвечает Господь Бог, его владелец и плохая погода.

Православный обряд раскаяния, искупления и отпущения греха тоже способствовал распущенности человека – новый грех позволяется и всегда может быть отпущен в будущем.


Нежесткий, расплывчатый этический код – признак феодального сознания.

Жесткие социальные обязанности – правила, которые нельзя нарушать, были насильственно привиты европейцам в период возникновения капитализма. Это был нелегкий и болезненный процесс – воспитание гражданина, и он нам еще предстоит, если мы хотим расти и развиваться как современная нация.

«Могу нарушить, но не хочу» – вот принцип ответственного человека.

Отношение к труду

Как может относиться к труду холоп, который знает, что половину, если не больше, у него отнимут служилые люди, что-то заберет сборщик оброка и ему останется только на пропитание и на следующий посев? Как может относиться к труду земледелец, не знающий, какой будет урожай при таком неустойчивом климате, как в средней полосе России? Но детей кормить-то надо. Поэтому для феодального землепашца, который работает не на своей земле, труд – это бремя, неизбежное зло, а настоящее удовольствие можно получить лишь вне работы.

Знакомая философия? Так большинство россиян и сегодня относятся к своей трудовой деятельности.

Но бывает и другое отношение к труду. Он может быть радостью и удовлетворением,

- если ты знаешь, что свой продукт ты можешь продать по своей цене;

- если ты знаешь, что качество твоего продукта зависит от твоего таланта и умения;

- если ты знаешь, что вырученные деньги ты можешь истратить по своему усмотрению или положить в банк.

Все это понятия, недоступные для феодального человека, так как они возникали в головах ремесленников и торговцев по мере развития класса мелкой буржуазии.

А у нас я не вижу, чтобы государство делало хоть что-нибудь, чтобы защитить мелкого собственника от оравы паразитирующих «служилых людей», как пятьсот лет назад.

Вместо послесловия

Я жду откровения

Я перечислил не все ценности, которыми руководствуется современный человек, но даже этого достаточно, чтобы осознать, какие устаревшие ценности мешают нам стать современным обществом.

И народ не виноват – не в его власти было изменить географические и исторические условия, в которых развивались его сознание и культура, это была судьба! Мы очень талантливый, добрый и терпеливый народ, но отсутствие определенных принципов в нашем этическом коде способствует проявлению худшего в человеке – эгоизма, равнодушия, тотального недоверия и в конечном счете постоянной готовности к агрессии, что делает обывательскую жизнь очень трудной и горькой. И, что важно, большинство людей даже не знают, что может быть иначе!

Усвоение новых этических принципов – задача колоссальной трудности! Даже если кто-то из нас решит сегодня жить по-другому, он тут же столкнется с феодальным сознанием за пределами своего дома – в трамвае, магазине или суде. И сразу убеждаешься, что большинство русского населения практически не изменилось в своих фундаментальных характеристиках уже много веков.

Но не надо терять надежды. Ведь в Европе переход от феодального сознания к буржуазному длился несколько веков и сопровождался кровавыми войнами и конфликтами внутри наций!

Я убежден, что при современном уровне аналитической психологии, антропологии, культурологии государство способно на протяжении одного поколения преодолеть это пятивековое отставание и воспитать в человеке современное понимание своих обязанностей в обществе. Нужна только политическая воля.

Я жду, когда Лидер нации открыто, на весь мир признает, что Россия еще не избавилась от феодальной психологии и что государство готово употребить все свои ресурсы и мощь – школу, законы, телевидение и прессу – для внедрения в сознание масс новой системы ценностей. Открытое признание, сказанное на весь мир, будет первым шагом на пути к модернизации национального сознания, к воспитанию свободного русского человека.

Знаю, я опять услышу много оскорбленных возгласов, что, дескать, мне не нравится русский народ, – бредовое обвинение! Любить Родину не значит, что надо признавать за ней несуществующих достоинств, надо просто видеть и прощать ей существующие недостатки.

Я не вижу ничего страшного в том, что мы еще в начальной школе цивилизационного процесса. Для меня ученик начальной школы ничем не хуже студента университета, а в чем-то и лучше. В этом смысле я утверждаю вслед за Львом Гумилевым, что мы еще молодая нация. Просто нам еще предстоит сдать экзамены старших классов, прежде чем поступить в университет…» - это моя наглая нарезка из размышлений режиссера, Андрея Кончаловского. Она продолжает мои скромные размышления, начатые в Любимым засранцам посвящается...

Экзамен по специальности «современный цивилизованный человек».Целиком размышления «Россия – современная феодальная страна» Андрея Кончаловского, можно и нужно послушать на блоге konchalovsky.ru
Рекомендую не только выслушать мнение Кончаловского, но и прочесть все комментарии к этим размышлениям. Помните, что это интересная тема для индивидуальных размышлений, а не истина. Каким бы напористым, образованным и убедительным не был любой из нас, мы смотрим на жизнь через призму своего личного жизненного опыта и мировоззрения.

Я с большим интересом выслушала точку зрения уважаемого Андрея Кончаловского и его оппонентов. Потому что сама задаюсь вопросом, который волнует любого здравомыслящего человека: можно ли человека, живущего в современном цивилизованном обществе научить элементарной культуре поведения? А еще:

Что необходимо сделать, чтобы все мыосознали, какие устаревшие ценности мешают нам стать современным обществом?
С чего начать нелегкий и болезненный процесс – воспитание гражданина, который нам остро необходим, если мы хотим расти и развиваться как современная нация?
Когда уже, наконец-то, лидеры наших славянских государств употребят все свои ресурсы и мощь – школу, законы, телевидение и прессу – для внедрения в сознание масс новой системы ценностей!
И когда, наконец-то,  мы сами, каждый из нас, станет добросовестно учить уроки и сдаст экзамен по специальности: современный цивилизованный человек, чтобы повысить КАЧЕСТВО нашей ЖИЗНИ?!!!

Экзамен по специальности «современный цивилизованный человек».20 августа свое 75-летие отмечает кинорежессер, сценарист, кинопродюссер, Андрей Сергеевич Кончаловский. От себя лично и от имени своих сестер, Надежды и Веры, хочу особо поблагодарить Андрея Сергеевича за наш любимый фильм «Романс о влюбленных». Спасибо за творчество, которое не оставляет равнодушным и за социальную позицию.

В июне месяце в Словакии проходит 20-ый Международный фестиваль киноискусства "Art Film Fest", на котором Андрею Кончаловскому был вручен самый главный приз фестиваля – «Золотая камера», за значительный вклад в киноискусство. От всей души поздравляем и желаем ему вдохновения и творческих удач.

В сентябре этого года Андрей Кончаловский начинает культурное движение. На арт-заводе «Флакон» состоится фестиваль «Арт-Парк» с подзаголовком «Территория культурного движения». Пожелаем ему крепкого здоровья и удачи! И пусть весь наш славянский мир подхватит эту замечательную идею и станет ТЕРРИТОРИЕЙ КУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ и повысит качество своей жизни.

Читай также: Нужны ли свободному человеку ограничения?

Экзамен по специальности «современный цивилизованный человек».Экзамен по специальности «современный цивилизованный человек».Экзамен по специальности «современный цивилизованный человек».

Комментариев нет:

Отправить комментарий