понедельник, 21 ноября 2011 г.

Зачем детям и родителям нужны сказки?



мамаОткрытое письмо к родителям малышей от мамы троих взрослых детей.
Лично я уверена, что сказки нужны не только детям, но и взрослым. Я размышляла об этом в Мечтать о принце. Вредно или полезно? Однако далеко не все согласились с моим мнением.
Но думаю, что с моими следующими утверждениями согласятся абсолютно все «зрелые» родители, и поверят на слово, все «начинающие» мамы и папы:
ДЕТЯМ НУЖНЫ СКАЗКИ И ИСТОРИИ, КАК ВОЗДУХ.
И еще:
ВЗРОСЛЫМ НУЖНЫ СКАЗКИ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ СФОРМИРОВАТЬСЯ В ГАРМОНИЧНУЮ ЛИЧНОСТЬ.
Умные взрослые или интуитивно чувствуют, или знают и всегда учитывают тот факт, что дети живут в двух мирах: в реальном и в мире собственном. Собственный мир ребенка, хоть и воображаемый, но для него он так же реален.


детиТак уж устроен малыш. Он еще мало знает взрослый мир, он только знакомиться с ним. А пока живет в мире собственных фантазий, грез, а также в мире чужих фантазий и чьих-то историй.


Умные родители непременно воспользуются удивительной возможностью сблизиться со своим ребенком через хорошую сказку, побывав вместе с ним в виртуальном мире, пережив общие приключения.


Потому что прекрасно понимают, что общие дела, совместные впечатления, доверительное общение - эффективнее любых моральных наставлений и поучений. А еще осознают, что в сотворчестве с детьми они и сами развиваются.


О том, как это ценно, иметь возможность разделить впечатления от прочитанного, я уже рассказывала в → Жизнь не заканчивается, если…

Чуткие родители никогда не станут разрушать мир детской фантазии, а напротив, на полном серьезе примут участие в их играх. И будут легонько направлять малыша и подростка. Ведь через дружеское обсуждение поступков героев сказок и рассказов, можно выявить проблемы и страхи своих детей, и в игровой форме помочь им избавиться от этих страхов.
детиКогда-то самыми счастливыми мгновениями в моей жизни я считала именно те, когда укладывала в кроватки своих мальчишек (они погодки) и читала им до тех пор, пока кто-то из них не засыпал первым. Очень часто мы не замечали заснувшего, и увлеченно продолжали читать.


Сначала были всевозможные народные сказки с богатырями, лешими, русалками. А потом постепенно в нашем доме ожили другие герои, не такие сказочные, но тоже вымышленные. С полок доставались «запылившиеся» авторы: Пушкин, Братья Гримм, Успенский, Андерсен, Коллоди, Носов, Перро, Волков, Линдгрен, Крапивин, Родари, Сент-Экзюпери, Грин, Твен, Лондон, Толкин и много-много еще.


Но самые первые стихи, невольно заучивались наизусть.
А сказочные, добрые и смешные персонажи остались в памяти на всю жизнь.

книга
Про Мишку и чувство эмпатии (сострадания):


«Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший...»






книгаПро доблестного, смелого и справедливого Ваню Васильчикова:

" Все от страха дрожат.
 
Все от страха визжат.
Лишь один Гражданин
Не визжал,
Не дрожал -
Это доблестный Ваня Васильчиков..."




книга Про рассеянность, которая так усложняет жизнь:
«... Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки...»
Сегодня я понимаю важность участия родителей в выборе книги больше, чем когда сама была молодой мамой. Тогда многое делалось вдохновенно, но интуитивно. 
 
Родителям очень важно регулировать не только удобный и читабельный размер шрифта, не только наличие красочных иллюстраций (все это очень важно), но и выбор самих книг, их содержание. Насколько оно соответствует верным представлениям о жизни, и правильно ли формирует мировоззрение ребенка.
Когда мой старший сын, будучи подростком, выбрал для чтения жанр фэнтези, я пытаясь понять, отчего одним авторам он отдает большее предпочтение, а других игнорирует. Я обнаружила, что для него важно наличие такого Героя, который, возможно и не идеален (как и все мы), но преодолевая трудности, проявляет себя ярко, благородно, смело. Мальчик уже сам искал достойные примеры смелости и отваги в книгах Стругацких, Сапковского, Асприна, Пехова, Лукьяненко, М.Семеновой и мн.др. Но я держала «руку на пульсе», и с удовольствием выбирала ему в подарок очередной том.
Дети с тем же удовольствием слушают пересказанные взрослыми или старшими братьями/сестрами собственные истории или те же сюжеты книг. И эти увлекательные беседы гораздо благотворнее влияют на ребенка, чем просмотр самых хороших мультиков... в одиночестве.
детиКогда мы с детьми читали «Круг чтения» Л.Н. Толстого, мы делились мыслями и впечатлениями о прочитанном. Признаюсь, что я выбирала в двухтомнике именно те цитаты и главы, которые были мне самой интересны или, на мой взгляд, могли вызвать у моих сыновей душевный отзыв.
Эти небольшие отрывки из произведений и  толстовские размышления взывают к добру и человечности. Прошли годы, но и сегодня вспоминаются «Первое горе» Л.А. Авиловой, «Воров сын» Н.С. Лескова и др.
Л.Н. Толстой показал мне, что я могу читать детям отрывки из любых взрослых произведений, если они кажутся мне понятными, поучительными и ценными. Так я стала читать детям главы из многих классических произведений.
Именно так, думаю, надо было бы преподавать литературу в школе. Знакомить с достойными произведениями через отдельные главы, уже понятные этому возрасту.
Думаю, что дорогого стоят наши с детьми накатившие слезы, и общее желание разбежаться и помолчать, после коротко рассказанной мной истории семьи Карамазовых, и прочитанной главе о смерти Илюши Снегирёва, не перенесшего оскорбления своего отца. Не думаю, что мои дети когда-нибудь забудут слова Алеши, обращенные к гимназистам, на похоронах Илюши.
книгаЧтобы воскресить в памяти удивительно сердечный отрывок из главы «Похороны Илюшечки. Речь у камня» романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» рекомендую заглянуть сюда → Самое лучшее воспитание. Попробуйте сами прочесть этот отрывок вслух...
«... Прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание...».

Посещая «Ясную Поляну», я узнала от экскурсовода такую интересную зарисовку из жизни Льва Николаевича. Семья Толстых обладала большой библиотекой. Книги выписывались из-за границы, и читались в подлинниках. Но новая книга приобреталась только тогда, когда предыдущую прочитывали все члены семьи... Надо бы и нам...


Литературный блог Сетература и его хозяюшка Галина Шефер, объявили конкурс «Читайте сказки малышам!». Спонсорами конкурса выступили: замечательный блог Мамины сказки и очень полезный Всеобщее самообучение.
Моя конкурсная задача - убедить родителей в необходимости читать детям сказки. Я пошла дальше, предложив не останавливаться на сказках. Думаю, что мой умный читатель навряд ли вообще нуждается в убеждениях. Потому что чтение хороших сказок и детских книг — это особое удовольствие, которого лишают себя только те, кто не ищет в жизни удовольствий (надеюсь, таких среди моих читателей нет?!).

Добавлю только одно: некоторые родители паникуют, что их чадо в девять лет мало читает, а больше любит слушать. Уже в младшем школьном возрасте начинается насилие, которое отбивает всякое желание к чтению.

мамаЛично я читала книги вслух ровно столько, сколько меня слушали. Если не ошибаюсь, то всю среднюю школу. Ведь читала я не потому, что это надо, а потому, что мне это делать нравилось.

Нет, я не стала бы убеждать родителей в том, что надо читать сказки детям. Это любому нормальному человеку и без меня понятно. В моем открытом письме, обращаясь к молодым родителям, я сказала бы следующее:

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ОБЩЕНИЕМ С РЕБЕНКОМ, ТАК КАК НАСТУПИТ ДЕНЬ, КОГДА ЭТОГО ОБЩЕНИЯ ВАМ БУДЕТ ОЧЕНЬ НЕ ХВАТАТЬ!
ДЕТИ ОДНАЖДЫ ВЫРАСТУТ! Ваши дети - это не ваши дети.
УДАЧИ ВСЕМ! С любовью, Любовь Годзинская.



8 комментариев:

  1. Спасибо, Любовь!

    Мне тоже очень нравится читать своим детям вслух. Надеюсь, что они будут любить книги и когда вырастут. Во всяком случае старшая дочь уже выбрала филологическую специальность и учится на том же факультете, который окончила и я. :) Только на другом отделении.

    ОтветитьУдалить
  2. Люди очень разные, Галочка. Вот мой эксмуж читал только технические справочники. Старший сын читает художественную литературу, немного, но ежедневно. Младший сейчас ведет такой активный и наполненный образ жизни, что не часто вижу его с книгой в руке, больше ноутбук. Однако, побывав за границей, он привез себе не шмотки, а три достойные книги на англ. языке, которые нужны ему для профессионального роста. Важно, что дети знают где можно найти информацию, и умеют с ней работать. Книга в их руках смотрится органично. А еще им есть что вспомнить... :)

    ОтветитьУдалить
  3. Отлично написано, убедительно и верно. К сожалению, во многих семьях детям читают только до той поры, пока те не научатся сами, а потом родители вообще не берут книг в руки на глазах у детей. Чего же удивляться, что и дети не читают!
    У меня на глазах такой удивительный пример. Мама сама читает только перед сном, когда уже все домашние спят, и читает исключительно женские романы, которые убирает подальше от дочки. Папа дома книг не читает. Я спросила девочку0, что она любит читать. Девочка умница-отличница показала мне свои богатства: Библия для детей и детская энциклопедия в нескольких выпусках. Всё. Никаких сказок. Ребенок учится в третьем классе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело в том, что я работаю с книгами. Вчера я наблюдала папу с сыном лет четырех. Мальчик выбрал дорогую и взрослую книгу. Отец тихо и терпеливо объяснил сыну, что она для него сложная и очень взрослая. Мальчик стал убеждать, что он взрослый."Если взрослый, то может ты умеешь считать до десяти?"- спросил отец. Мальчишка досчитал до десяти, и мы похвалили его. Отец признал свою ошибку. Но он уже отвлек сына от той книги и успел выбрать альтернативную, там где есть цифры и счет, и можно вырезать, как лото. Оказалось, что мальчонка путается в написанных цифрах. И отец увлек его идеей вырезать самому и выучить цифры. Оба ушли довольными, сын в предвкушении, что он будет сам что-то с папочкой вырезать... Что, собственно говоря, произошло особенного? Обычное поведение нормального отца, но... Если бы Вы знали, что сегодня таких отцов, да и матерей, я наблюдаю так редко, что рекомендовала бы проводить этому "папочке" (так нежно называл его сын) мастер класс «как выбирать книгу вместе с ребенком». Обычно, родители не слушают, не слышат детей и выбор делают сами. А сами не читают. Тут Вы, Светлана, абсолютно правы! «Правильные» родители есть, но их меньше и я всегда стараюсь сказать им что-то доброе.

      Удалить
  4. Любовь, прочитала и задумалась над тем, как это прекрасно, когда твой ребёнок даёт тебе доступ в свой мир. Ведь не каждый родитель этот доступ имеет, хотя всё зависит от него самого. Моей дочке сейчас 3,5 год, для меня нет ничего интересней, чем вместе с ней путешествовать по миру сказок и фантазий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Машенька! Но дети вырастают и доступ в их мир ограничивается... И пока они еще так доверчивы, непосредственны и открыты, глупо не принимать от них такую щедрость! Верно? :)

      Удалить
    2. Ещё, как верно. Можно сказать - просто преступление не воспользоваться этим приглашение. Через несколько лет, скорей всего, его уже не поступит. :-)

      Удалить
  5. Итоги конкурса подведены! Забегайте! ;)

    ОтветитьУдалить